Внук художника пытается узнать, что за девушка из Тарусы изображена на портрете
В южном флигеле Калужского музея изобразительных искусств до 18 ноября можно увидеть выставку «Открывая эпоху», посвященную 100-летию Ассоциации художников революционной России (АХР).
В южном флигеле Калужского музея изобразительных искусств до 18 ноября можно увидеть выставку «Открывая эпоху», посвященную 100-летию Ассоциации художников революционной России (АХР).
Эта Ассоциация появилась в 1922 году, в год, когда произошло образование СССР, и была мощной художественной группой с развитой сетью областных и республиканских филиалов.
Просуществовала она 10 лет, организовала 11 масштабных выставок в Москве и ряд выставок в других городах, даже за границей.
Судя по названию выставки, многие думают, что она – про революцию, но нет.
- На нашей выставке вы увидите, какие направления творческого поиска, какие стили, темы были затронуты. Это, безусловно, и героический реализм – картины, связанные с революционными и историческими событиями, но большая часть работ – людях, которые жили в то время, о простых, понятных вещах: пейзажи, жанровые сцены из жизни, - говорит куратор выставки, искусствовед Юлия ЗАЛОЖНЫХ.
Татьяна или Анна?
С одной из картин на выставке связна интересная история. Работа Василия Васильевича ЖУРАВЛЁВА «Девушка из Тарусы» заинтересовала краеведов.
И сейчас они вместе с внуком художника Василием РЕДЕЧКИНЫМ пытаются разузнать, кто на ней изображён.
Этюд «Девушка из Тарусы» подкинул краеведам новую загадку.
В 1916 году Василий Журавлёв купил дом с усадьбой. С тех пор художник проводил там каждое лето.
Про этот портрет Василий Васильевич рассказывал, что как-то он пришел к своему знакомому писателю КАСАТКИНУ , который жил на проспекте Пушкина, возле опушки леса и увидел красивую девушку, сидящую на лужайке. Ему захотелось написать её.
Возникла идея: девушка едет на телеге с покоса, сидит на скошенной траве. Этюд был создан в 1924 году. А полная картина показана в 1947 году.
- Некоторое время назад, когда была выставка в Тарусе, пришла керамист Елена СЕМЯШКИНА и рассказала, что много лет назад она, пока не получила жильё, жила у женщины, которая однажды показала ей репродукцию, сказав: «Вот это – я». Художник увидел её попросил попозировать, она согласилась.
Так у «Девушки из Тарусы» появилось имя - Татьяна Ивановна ЧУРИЛОВА. Её уже нет в живых, но её дети живут в Тарусе, - говорит Василий РЕДЕЧКИН. - Казалось, все предельно понятно, прототип найден.
На выставке много и других интересных работ. Вот, картина Бориса Рыбченкова «Улица Горького в Москве», 1941 год. Оказывается, в то время в столице были двухэтажные троллейбусы.
- А сейчас, когда картину достали из запасников, и в Калужском музее изобразительных искусств её перевернули, там рукой Василия Васильевича Журавлёва написано: «Этюд «Девушка из Тарусы» ( ПОЗДНЯКОВА Анна Васильевна )». Я позвонил в тарусский краеведческий музей и рассказал об этой находке.
А с Поздняковыми в Тарусе много чего связано. Местный краеведческий музей – это, так называемый Дом Поздняковых. И среди представителей этой семьи был нотариус, который заключал договор о покупке Василием Журавлёвым дома в 1916 году.
Краеведы загорелись раскопать эту историю. Известно, что есть два подготовительных этюда и три большие композиции.
Василий Сварог «Сталин и Ворошилов в ложе театра», 1940 г.
Рудольф Френц «Артиллерия выходи на огневой рубеж», 1947 г.
После революции
Василий Редечкин - тоже художник. Назвали его, кстати, в честь деда.
- У нас большая династия художников: дед закончил Строгановку, бабушка, её брат - друг дедушки. Мой отец - выпускник Строгановки, я сам тоже заканчивал это учебное заведение, потом - мой сын Игнат. Сохраняется преемственность, - рассказывает внук художника. - Дед родился на Урале, учился в Москве, в Строгановском училище, где преподавал Константин КОРОВИН, Константин ПЕРВУХИН, Сергей ВИНОГРАДОВ.
В революционное и после революционное время художественную власть в стране взяли формалисты, которые доказывали, что старое искусство уныло, ему пришло на смену новое и оно лучше соответствует революции.
Заказчиком стало государство, и реалисты оказались на грани существования. Мой дед в начале 1920 годов был деканом изобразительного факультета Пречистинского практического института. Это такое заведение, где могли получить высшее образование представители пролетариата.
Там продолжали преподавать основы реализма. Дед пригласил в институт Константина Коровина, Николая КРЫМОВА. Когда в 1922 году возникает Ассоциация художников революционной России, дед был одним из её основателей.
Художники пошли на завод, делали зарисовки с натуры. Они убеждали представителей власти, что именно это направление актуально, потому что основным зрителем искусства является народ, а формалистическое направление не понятно народу.
Эта инициатива была воспринята, хотя искусство и было зажато социальным заказом. Но и среди представителей власти встречались интеллектуалы, эстеты, например ЛУНАЧАРСКИЙ .
Василий Журавлев был хорошо с ним знаком. И есть серия портретов семьи Луначарского: его жены Натальи РОЗЕНЕЛЬ и дочери Ирины.
Александр Покровский «Уборка сена», 1926 год. Работа когда-то экспонировалась на выставке, устроенной Ассоциацией художников революционной России.
Дом не сохранился
Василий Журавлёв похоронен в Тарусе, поблизости от Ариадны ЭФРОН . Художник любил этот город. А в этом году одна из тарусских улиц была названа в честь Василия Журавлёва. К сожалению, дом художника не сохранился.
- Между моей мамой и Галиной Георгиевной – последней женой Василия Васильевича Журавлёва были хорошие отношения, - объясняет Василий Редечкин. - Но Галина Георгиевна была связана с диссидентами.
В Тарусе их было много, они стали аккумулироваться вокруг вдовы. И с ее стороны возникло предложение разделить усадьбу пополам. Родители согласились.
Но потом отношения осложнились, и мама решила продать нашу половину. Тем более, что у нас была ещё одна даче в посёлке художников под Волоколамском.
И продали её известным диссидентам Анатолию МАРЧЕНКО и Ларисе БОГОРАЗ . Марченко очень радикально вел себя по отношению к режиму. Дома, где он пытался поселиться, после этого сносили бульдозером.
Такая же участь постигла и нашу дачу через пару лет после того, как мы продали свою часть. Сейчас на этом месте новый дом, там живет дантист Сергей КРИВОВ , мы с ним дружим, я приглашаю его на выставки.
А это работа Фёдора МОДОРОВА «Портрет Вали Соколовой» 1943 г.
Василий Мешков «Весна идёт», 1901 год.
Татьяна СветловаПоследние новости
Ветеран ВОВ Георгий Иванович Абакумов очень ждет, когда отправится на Парад Победы, но и очень волнуется
Через месяц с небольшим, 9 Мая, на главный Парад года в Москву отправится обнинский ветеран — Георгий Иванович Абакумов.
На калужском мурале дорисовали кресты
Речь идет об изображении Троицкого собора на одном из домов областной столицы.

Вонючий случай или нужны ли в Обнинске общественные туалеты?
Уже не первый год муниципальные власти вроде как решают эту проблему. Но если вдуматься и вспомнить, где в городе первых можно сходить по нужде, кроме кафе и ТЦ, ответ напрашивается нерадостный – нигде.
После встречи с Лавровым вице-премьер Вьетнама Буй Тхань Шон приехал к Шапше.
Примечательно, что единственным регионом, кроме столицы, где побывали высокие гости, стала Калужская область.