«Жизнь, посвященная детям!»

Есть люди, чей облик состоит из черт воистину прекрасных и не искаженных ничем.

Есть люди, чей облик состоит из черт воистину прекрасных и не искаженных ничем. Их жизнь чиста. В ней столько души и света, и каждая её страница написана сразу набело. Их жизнь светла потому, что светлы и благородны их стремления, которые делают благородным их труд. Они не знают и не хотят знать жизни лёгкой и поэтому не знают жизни пустой. Их волнует всё, к чему надо приложить руки и разум – для них нет на земле ничего постороннего. Люди больших дел и больших радостей. Именно таким человеком была Софья Петровна Масонова — заслуженный учитель РСФСР, директор Улановской (Михеевской) школы Медынского района Калужской области.
Масонова Софья Петровна родилась 6 июня 1915 года в деревне Шулаковка Унечского района Брянской области. Ее жизнь можно было бы назвать подвигом. Но сама она так не считала, рассказывала о себе просто: «Обычное деревенское детство, кругом дела — огород, поросята, куры. У мамы полно забот на ферме, и рождалось чувство, что кроме тебя это никто не сделает. А мама доила коров, выпаивала телят, о ней говорили, что на ферме она лучшая, на собрании ей вручали премию, а детишки, сидя на первом ряду, хлопали вместе с другими маме и радовались за неё: «Тебя любят, мама!» У мамы было доброе сердце, она делилась с соседями всем, чем могла. Это был человек, отдающий себя людям. Отец был фельдшером, и дома его видели редко, всё время на подводах разъезжал по больным. Чувство долга врача заставляло его идти к больному даже тогда, когда он стал уже старым. Поднимался и шёл. Поэтому мама говорила Софье: «Дочка, тебе врачом нельзя, не женское это дело!»
Софья Петровна вспоминала и свои школьные годы: мешки книг, которые успевала прочитать, мечта стать учителем биологии. Но в Смоленске, куда она поступила в 1933 году, не было такого факультета, и она стала физиком. Но тянуло ее к земле, саду, огороду, а потому после окончания института она выбрала Медынь – медовый город, сады. Шла к детям, шла их учить, готовить к большой жизни. Может быть, Софья Петровна навсегда связала бы свою жизнь с Медынью, где начинала работать учителем физики в далеком 1938 году, но помешала война. Город бомбили, и она вместе с маленьким сыном и больной свекровью переселилась в деревню Уланово, к знакомым.
Софья Петровна хорошо знала немецкий язык, поэтому во время оккупации Уланова немецко-фашистскими захватчиками оказывала жителям большую помощь, давала советы, предупреждала об опасности – все это сблизило ее с местными жителями, сделало ее своей. После войны в Медынь уже не вернулась, с 1947 года она стала директором Улановской школы.
Очень трудно понять: откуда берутся директора, настоящие? Они похожи на загоревшийся факел, он сам горит и зажигает других. В Улановской школе не сложились отношения семьи и школы. Началась полоса не всегда видимой, но острой и затяжной между ними борьбы. Перед директором встал вопрос: «Как сделать всех пап и мам единомышленниками и союзниками школы?» И ходили, и убеждали, стучались в каждый дом. Мелькнула мысль: «Как же можно забыть о самом великом воспитателе – о Труде?» Он может отвлечь детей от праздного шатания по деревне. Примером служили семьи Никишиных, Терёхиных, Талыпиных, Егоровых – труженики, и детей в труде воспитывают. Но не все в деревне считали труд панацеей от безделья. Родители не хотели для своих детей ранней трудовой кабалы: «Ещё нахлебаются этой радости, наработаются». Семейный фронт – эта крепость не сдаётся, ребята в семьях остаются бесконтрольными, очень немногие готовят домашние задания, с уроков уходят под разными предлогами. И у директора душа ноет: устают, голодные… Выход один: сделать так, чтобы все ученики оставались в школе на целый день. Организовать питание, отдых, игры, подготовку уроков, продолжить с ними работу по воспитанию и развитию. Софья Петровна надеялась, что это изменит облик ребят и их отношение к учебе, к труду, к жизни. Но питание не должно быть платным. И решили завести при школе маленькое подсобное хозяйство. Будет хозяйство — будут и хозяева, заинтересованные в результатах труда. А ещё это возможность получить доход для нужд школы. Начали с выращивания рассады, посева семян, пикировки.
Рассада получилась отменная, пошли за ней колхозницы: одна десяток – 30 копеек, другая – 30 копеек. Вот тебе, хоть и небольшой, но доход. Затем выросли помидоры. Их тоже продавали. Итог первого года: 362 рубля. Пробовали лён, гречиху, но остановились на цветочных семенах.
Шло время. Менялся облик школы и деревни. В школе замечательный директор, участок с огромным количеством цветов, картошка, огромный сад. Одним словом — детхоз. Да и сама школа — новое большое здание на высоком фундаменте, два крыльца, рядом общежитие для ребят, столовая, спортивный городок, игровые площадки. Неужели это дело маленьких рук ребятишек?
О деятельности детхоза узнали в стране. В школу пошли письма. «Наша школа сельская и небольшая, но, сколько мы ни бьёмся, ничего не выходит» — станция Итларь, Ярославская область.
«У меня к вам огромная просьба, пожалуйста, помогите организовать подобное хозяйство. Расскажите, с какими трудностями Вам пришлось встретиться и как Вы их преодолели» — И.В.Кузнецова, биолог, г. Старый Крым.
Местный колхоз помог с землёй, школа загудела перестройкой. Хозяйство начало развиваться. Детей поделили на звенья, и все принялись за работу. Ребята стали осваивать запущенный участок. Руководил бригадой учитель труда и физкультуры Василий Николаевич Круглов. Осенью получили первый урожай со школьного участка. Открылась бесплатная столовая. Дети долгое время оставались в школе, играли, учили уроки. Детхоз стал школой трудового воспитания. Вот что пишет в своей статье «Ключ к трудовому воспитанию» учитель Шершнева Вера Захаровна в газете «Заря» от 1 сентября 1970 года: «Трудятся ребята на участке не только на уроках биологии и труда, но и в свободное время. Все учителя занимаются детьми. Выращиваем и продаём семенной картофель, семена цветов. Школа имеет тесную связь с колхозом, а это сказывается на выборе учениками профессии».
В 1970 году о работе школы по трудовому воспитанию был снят фильм — о новаторском решении современных педагогических проблем воспитания школьников. Речь шла о восьмилетней школе, что в Уланове. О такой её простой, но необыкновенной жизни, которой от всей души аплодировал бы Макаренко. Передачу вёл писатель Сергей Сергеевич Смирнов. Он, начиная с 1950 года, несколько раз побывал в этой школе, наблюдал за её жизнью. Эта школа-хозяйство имела четыре гектара земли, многочисленные доходы, свой счёт в банке. Выращивала цветы, имела свою птицеферму, выращивала для хозяйства цыплят, разводила для колхозов и совхозов сортовой картофель. Софья Петровна приобщала детей к труду, сама работала вместе с ними на участке и личным примером показывала важность труда.
Софья Петровна брала на себя всё самое сложное в многотрудных педагогических и хозяйственных делах, стараясь по возможности разгрузить других. «И знаете, не устаю, держу себя в строгом режиме и прекрасно себя чувствую», — говорила Софья Петровна.
Софья Петровна жила в школьном доме, рядом со школой, вместе с ещё двумя учительницами. Он стоит высоко на горе (дом сохранился), будто с тем расчётом и поднят над селом, чтобы шире видеть. Дом напоминал библиотеку. Книжные полки, стопы журналов, газет, высокие стеллажи, забитые книгами. Они делили квартиру на комнаты, в главной из которых стоял большой рабочий стол, рядом диван и мягкое кресло. Дом света, дом мысли. Центр духовной жизни села. Здесь рождались замыслы бесед и воспитательных вечеров, перелистывались пласты журналов, книг и газет, чтобы выбрать самое нужное, самое волнующее. В окружении двух огромных ламп с зелёными абажурами на столе громоздились толстые московские журналы: «Москва», «Новый мир», «Огонёк», «Вожатый». Выписывалось около двадцати девяти изданий. По вечерам, закончив домашние хлопоты (а они делились поровну), Софья Петровна усаживалась в уголок любимого дивана, брала в руки свежую корреспонденцию и начинала вылавливать «самое-самое» и тут же сортировать, помечая карандашом самое важное: что почитать ребятам в школе, а что рассказать колхозникам, а вот это персонально кому-то из женщин. Ведь Софья Петровна не только директор, она — депутат Улановского сельского совета, председатель женсовета, она активна во всем, и везде ее ученики. «Куда ни пойду, — говорила Софья Петровна, — везде мои ученики: в поле на тракторе, в магазине, в конторе колхоза. В селе интереснее работать, чем в городе. Здесь ты всегда среди своих учеников».
Опыт детхоза деревни Уланово описал в своей книге «Школа «золотых ребят» Иван Семенович Синицын (Москва, 1985 г.), перелопативший несколько мешков писем, присланных в Уланово со всех концов необъятного Советского Союза. Ее опыт приезжали изучать из ГДР, Вьетнама, Польши, Финляндии, здесь проводило свое выездное заседание Министерство просвещения РСФСР.
Труд–поиск С.П.Масоновой высоко оценен государством: она была награждена орденами Октябрьской революции, Трудового Красного знамени, медалями «Знак почёта», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ВОВ». В 1958 году ей присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Умерла С.П.Масонова в 1974 году. Софья Петровна стала педагогом-наставником для целого ряда замечательных учителей, работавших в Улановской школе в конце 20-го начале 21-го века. Это заслуженная учительница Марианна Сергеевна Чистякова, Любовь Васильевна Егорова, Вера Захаровна Шершнева, Евдокия Дмитриевна Жукова, Любовь Ивановна Калугина и другие. Те, кто работал с С.П.Масоновой, были настоящими учителями, их ученики и сейчас еще работают в Медынском районе. И память о своих учителях они несут в своем сердце.

Н.В.Артюшина, зам.директора
по УВР Михеевской школы

 

Последние новости

Юридические консультации в Ульяново

Граждане получили помощь по важным вопросам.

Заседание Федерального казначейства: обсуждение ключевых вопросов

На встрече 22 ноября 2024 года рассматривались важные аспекты финансового управления.

Новые меры по улучшению качества воздуха в городах

Города стремятся снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Зеленодольске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *