«Церковь – не концертный зал». Продолжение разговора с легендарным музыкантом-исследователем Анатолием Гринденко
Анатолий Гринденко – музыкант с мировым именем, именно он в 70-х годах прошлого века начал возрождать древнерусское певческое искусство.
Анатолий Гринденко – музыкант с мировым именем, именно он в 70-х годах прошлого века начал возрождать древнерусское певческое искусство. Если вы слышали такое понятие – знаменный распев, то Александр Тихонович тот, благодаря кому мы об этой части нашей корневой культуры знаем все. В первой части нашего интервью мы поговорили о многом, но еще больше вопросов просто не успели задать. Поэтому теперь мы с мастером решили без “раскачки” затронуть самые острые темы.
«Говорят о Христе, а на самом деле не верят в него…»– Анатолий Тихонович, мой папа был атеистом. Но, когда заходил в храм и слышал церковное песнопение, то буквально растворялся в нём. И только по этой причине полюбил ходить в церковь. Но всё равно умер убеждённым атеистом .
– А потому что непрочная любовь – это не любовь к церкви. На любовь к Богу не действуют все красоты.
– Но папа очень хорошо пел…
– Понятное дело. Но церковь – не концертный зал. Вот храм Христа Спасителя в Москве пустовал всегда. Наполнялся, только когда туда приезжал и пел какой-нибудь знаменитый певец. Например, Шаляпин, который исполнил там «Сказание о 12-ти разбойниках». Когда в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке, хор Николая Василевича Матвеева исполнял «Всенощное бдение» Рахманинова, народу тоже было битком. И что? Многие люди воцерковлёнными стали? У меня в спецшколе из всего класса только один человек стал священником. Хотя все изучали Евангелие и на нём исполняли кантаты Баха. Я вообще не понимал, как можно исполнять что-то, не веря этому. Все старые композиторы, которые писали для своих церквей – протестантской, католической – они же писали про свидетельство о Христе. А люди, которые всё это исполняют, значит, врут, лицедействуют. Они делают вид, что говорят о Христе, а на самом деле не верят в него.
– Вот как тогда к этому прийти? Да, красивая музыка, красивые слова – всё едино. А они не верят. Как перестроиться?
– Не врать. Дело в том, что все люди врут себе и всем. В этом проблема. Враньё в том, что они считают себя безгрешными.
– И бессмертными.
– Да, делают вид, что не умрут и ничего с собой туда не утянут. Но до последнего держатся. И даже старики перед смертью продолжают быть скупыми рыцарями. Это страсть, которая человека охватывает, и он ничего не может сделать с этим. В каком-то возрасте человек с собой ничего уже не может сделать. Всё это бесы… И нет ни одного случая, чтобы бес покаялся. Только теоретически…
«Церковное искусство – не дело вкуса»– Анатолий Тихонович, а есть у вас последователи? А может, есть специальные школы, где занимаются изучением знаменного пения?
– Есть школа в Питере, в Перми. Знаю, что есть и в Сибири. Даже известные люди занимаются, кто хочет. Да и в Оптиной пустыни была группа, которая пела знаменным распевом. И в Троице-Сергиевой Лавре поют, и в женских монастырях. Под Екатеринбургом есть скит во имя святителя Игнатия Брянчанинова. Там сёстры тоже поют знаменным распевом, и в уставе у них каноническое иконописание. Поэтому, если наместник умирает, и после него приходит другой со своим вкусом, то он всё равно не имеет права сказать писать иконы не канонические. Таков монастырский указ, и это мне нравится, потому что церковное искусство не может быть делом вкуса. А пока всё вокруг нас – дело вкуса.
– Дело вкуса – это как?
– Вот такой пример: диакон с западной Украины, которому нравится широкий пояс с какими-то попугайчиками или цветочками… Ну, это ужасно некрасиво! Но он будет его носить, потому что вкус такой. И такой же вкус к слащавым мелодиям-песенкам, которые звучат в храме. Хотя он и богословие изучал, и знает, каким должно быть богослужебное искусство. И книг полно написано, и сказано множеством священников о знаменном распеве, и каким оно должно быть.
– Тогда можно поконкретней?
– Знаменное пение – это усиление смысла в слове. А что такое усиление смысла? Это расставление правильных акцентов. Длинный акцент – созерцание смысла, можно сказать, плоть молитвы. А люди обычно вычеркивают эти длинные распевы, потому что не знают, что с ними делать, переставляют одну ноту то выше, то ниже, потом им это надоедает, и бросают.
Более того, святейший синод издавал до 20 века постоянные указания, книги, крюковые расшифровки – обиход знаменного пения. Запрещалось петь концерты на Литургии, потому что идёт подготовка к причастию. А у нас – концерты начинают устраивать! Сегодня все плевали на эти постановления, потому что вкус такой – нравится слащавое слезоточивой пение. И многие люди принимают эти слёзы, которые вызываются чувствительностью, за духовное движение.
А где верующий поёт, там не будет цветастых фуг. Они будут петь обиход и найдут такие композиции, которые нейтральны и скромны. Зато будет хороший текст, понимание смысла. Где люди имеют веру – там везде хорошо.
«Не надо делать вид, что сейчас другое время»– Но опять же, если мы не можем писать иконы сейчас так, как писали раньше, то это не значит, что мы должны восхищаться современными работами. Надо понимать свою некоторую несостоятельность, а не делать вид, что сейчас другое время. Надо просто понимать своё убожество и каяться в том, что ты вместе с миром не улучшаешься, а опускаешься.
Но одного благочестия мало. Многие замечательные старцы не понимали ничего в иконе. Им ни иконы, ни пение – ничего не было нужно. У них была молитва. Вот если и у вас будет молитва, тогда будет спасение. И не надо забывать, что самооправдание – враньё, корень зла.
– У кого тогда учиться всем этим премудростям?
– Учиться надо у древних. Для того, чтобы создать новое, надо хорошо освоить старое, а не отбрасывать, как стоптанные башмаки. 17 веков существовало одноголосие – величайшее знаменное пение, иконописание было невероятное. Но всё отбросили и начали заново – писать милых девушек, называя их богородицами. А куда весь этот опыт церковный? А как же древняя египетская иконография и богослужебное пение? Ведь именно там учились отцы церкви Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.
– Получается, что там зародилась теория музыки?
– Нет, в Европе. У Пифагора теория музыки. А здесь – теория жизни. Богослужение – это жизнь духовная. Почему святыми назывались все христиане в первых веках? Потому что они сошли с одного ума на другой – сумасшедшие. Святой – это сумасшедший. С мирского на умный. Женщины богатые и состоятельные сняли с себя парики, отказались от парфюмерии, надели свободную одежду. Чокнулись – сказали их приятельницы. Святые… Да и Гоголя потом знать считала сумасшедшим. Те, кто к оптинским старцам приезжал из дворян, такими же считались: к каким-то старикам за 300 километров, что они могут знать о нашей жизни? А верующие дворяне жили неделями, чтобы попасть к старцу…
Мощный знаменный распевНа следующий день мы вновь приехали в храм Преображения Господня, чтобы побывать на репетиции и своими ушами услышать звучание знаменного распева. Мы зашли в трапезную, где уже собрались певчие – девушки и женщины из Нижних Прысок и Козельска. К началу репетиции подошёл и настоятель храма Тихон Худяков, крестник Анатолия Гринденко!
«Женщин у нас в хоре большинство. Они больше мужчин петь хотят. А если человек что-то хочет, то оно у него будет. Не хочет Богу служить, то у него ничего не получается. У нашей певчей Кати всё получилось – она хор собрала», – отец Тихон указывает на девушку, сидящую за столом в углу.
Екатерина в Преображенском храме буквально выросла, потом пела в другом, но вернулась обратно.
«На тот момент, когда вернулась, здесь не было никого из певчих. А потом Наталья приехала и попросилась к нам. У нашей Жени сначала дочка пела, а потом и она присоединилась. Но поиски новых певчих я веду постоянно. И если в храме я кого-то услышала, то хор обязательно пополнится новым человеком. А так всех нас Господь объединил и Его любовь», – улыбается Катя.
Но вот в аудиторию зашёл Анатолий Тихонович, держа в руках ноты:
– Так, начнём, наверное, с «Единородной», которую вы все прекрасно знаете, затем «Шестой глас»….
– Анатолий Тихонович, пока не начали, можно вопрос? Я в храме Андрея Рублёва была, слушала, как там пели, но мне не понравилось, – сказала Наташа.
– Там группа, которая ориентируется на старообрядческую практику. Но у них нет интонации.
– Тогда кто же у нас знаменное пение хорошо исполняет?
– Никто.
Тем временем в трапезной появился молодой человек по имени Пётр, тоже из хора. И репетиция началась.
«Единородный сыне» на три голоса споём? Только не забывайте, что должно в звучании быть много воздуха. Да, это учится постепенно – по одному, потом по два человека. Акценты расставлять в нужных местах. Это целое дело, которым надо заниматься. Но здесь проще – равномерная, шагообразная музыка пения. Филировка должна быть», – предупреждает дирижёр и по взмаху его руки хор начинает петь…
«Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя…» И тут Гринденко останавливает исполнение.
«Любой звук имеет форму – в храме нет ничего бесформенного. Либо он нарастает, либо уменьшается. Тупо ровно ничего не тянется. А ноты – это подсказка. В знаменном пении нет вообще нот. И никогда не церковном пении не было. «А-а-а» – тоже интонация. Это не ре-ми-до-ре. Это орнамент. Звук должен соединять мысль, а не гвоздить. Поёте о свете – смотрите на древние иконы и распевайте их золотой свет…»
Репетиция длилась полтора часа, и за это время знакомые молитвы, благодаря чувственному распеву, обрели для нас абсолютно новые краски, новое значение. А потом древнерусский знаменный распев услышали прихожане Преображенского храма. В этот вечер мы вместе с ними убедились, что времени нет.
Подготовила Евгения Симонова
Фото из социальных сетей Анатолия Гринденко
«Людмила Зыкина тоже далека от корней русского пения и от его сути». Интервью с уникальным музыкантом-исследователем аутентичной традиции знаменного распева Анатолием ГринденкоПоследние новости
Поддержка здравоохранения: новое оборудование для стоматологической поликлиники
В Первомайской центральной городской больнице обновили стоматологическое оборудование благодаря частным инвестициям.
В Калужской области состоялось заседание антинаркотической комиссии
Обсуждение новых мер по борьбе с наркотиками в регионе.
Калужские рабочие помогут восстановить теплосети в ЛНР
Специалисты из Калуги отправились в Золотое и Горское для устранения аварийных ситуаций.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований