«Рождественские гадания. Как это было?»
Двенадцать дней после Рождества Христова (с 7 по 19 января) называются Святками, т. е. святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления.
Двенадцать дней после Рождества Христова (с 7 по 19 января) называются Святками, т. е. святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. С древних времен это были праздничные дни. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, наступает веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, оставшиеся от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы. Святки, святые дни, зимние праздники начинались с Рождества, когда ходили по домам, славя Христа и собирая подарки. Гулянья сопровождались веселыми играми, ряженьем, пением колядок, гаданиями. Отмечали Святки шумно, раздольно, царила неповторимая атмосфера святочного веселья. Святочные праздники представляли собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпадали по времени с древними языческими, отмечавшими зимний солнцеворот.
Репродукция картины М. Гермашева «Со звездой» отпечатана 1916 г.Если ряженье и колядование были веселыми обрядами, то самыми таинственными, страшными и потому особенно притягательными были обряды гадания.
Собиратели фольклора записали более 60 видов гаданий.
Это самостоятельно собранная таблица о рождественских гаданиях в контексте фольклора.
Люди стремились заглянуть в будущее, узнать, какая судьба ожидает их, сбудутся ли желания. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает. Святочные гадания совершались во все дни Святок.
Константин Егорович Маковский «Святочные гадания», 1890 годХудожник Константин Маковский очень любил воплощать на своих полотнах бытовые сцены крестьянской жизни.
Гаданий было великое множество. О них хорошо написал Жуковский в своей «Светлане»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Самыми простыми были гадания
Окликанием (когда у случайного прохожего спрашивали имя)
На башмачок с левой ноги (куда он носком ляжет, оттуда и жених).
Более сложным было гадание с курицей, которой на выбор предлагались чашки с водой, зерном и деньгами. Если курица начинала клевать зерно, муж будет трудолюбивым; если она выбирала деньги – богатым; если же она подходила к воде, муж будет пьяницей. Гадали на растопленном воске или бобах. Самыми сложными и верными были гадания на блюде и на зеркале.
Алексей Венецианов «Гадания на картах» 1842 г.Являлась почётная сваха со скатертью и накрывала стол. Старшая нянюшка приносила блюдо с водой и ставила на стол. Участники гадания снимали украшения и загадывали свою судьбу. Сваха накрывала блюдо скатертью и гордо усаживалась в середине стола. Нянюшки клали на столешник три уголька и маленькие кусочки хлеба. Сваха запевала песню «Хлеба да соли». Все участники пели с ней. Потом гости клали в блюдо свои украшения. Затем они пели песню, во время которой ведущая доставала какой-либо предмет из блюда. Чей предмет – тому и песня. Песни по способу гадания получили название подблюдных. В них в иносказательной форме содержалось предсказание судьбы. Завершала песню «закрепка» – магическая формула, закрепляющая предсказание.
Некоторые песни предвещали свадьбу:
Куют кузнецы Золотые венцы.
Диво ули ляду!
Кому спели, Тому добро!
Или:
Идут сваты богатые.
Один сват в лаптях,
А другой в сапогах.
Кому поем, тому – с добром,
Кому сбудется – не минуется!
Другие сулили богатство:
Рылся кочеток На завалинке,
Вырыл кочеток Жемчужинку.
Кому спели, Тому добро!
Самые страшные предсказывали смерть:
Стоит корыто Другим накрыто.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
Подблюдные гадания нашли отражение и на полотнах художников
Иллюстрация Лидии Тимошенко к роману «Евгений Онегин» 1953г. Крамской Иван Николаевич Святочное гадание 1880-еНа зеркале обычно гадали глубокой ночью, когда все вокруг спали. Зеркало – это магический предмет, открывающий окно в «иной» мир
Во время гадания зеркало может затянуть в себя девушку, поэтому гадали обычно вдвоем, чтобы подруга наблюдала за гаданием. Два зеркала ставили друг против друга, чтобы они образовали коридор зеркальных отражений. Между ними ставили свечу. Девушка должна была всматриваться в зеркальный коридор, пока на его конце не появится суженый. Жених должен был оставить возле зеркала какой-нибудь предмет, и в этот момент подруга должна отвлечь девушку от гадания, чтобы та не ушла в «иной» мир.
Александр Новоскольцев. «Светлана». 1889 г. Карл Павловича Брюллов «Гадающая Светлана» 1836г.В завершении данного обзора хочу предложить вашему вниманию видео фрагмент моей театральной постановки на тему рождественских гаданий!
Источники:
Аникин В.П. «Русское устное народное творчество». Москва 2001.
Ларионова М.Ч. «Русский фольклор» – Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. Ростов-на-Дону 2014 г.
Т.В.Зуева , Б.П. Кирдан. «Русский фольклор» – Учебник для высших учебных заведений. Москва 1998 г.
Кладникова Серафима «Старинные русские гадания». Москва 2012 г.
Василий Андреевич Жуковский «Светлана». 1813 г.
Последние новости
Конференция в Калуге: Молодежная политика и ЖКХ в центре внимания
Власти Калуги обсуждают приоритетные задачи на ближайшее время.
Новые деревья для Калуги: планы городского головы
Калуга готовится к высадке саженцев, которые украсят городское пространство.
Весеннее обновление Калуги: посадка деревьев в городе
Глава города инициирует массовую высадку деревьев в весенний период.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований