В августе крестьяне Калужской губернии три раза кусали курицу, а картошку есть боялись

Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.

Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.

Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.

Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги .

Три Спаса

14 августа – Медовый Спас, 19 – яблочный, а 29 – ореховый.

Этнограф, фольклорист конца ХIХ века Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила», вышедшей в 1903 году, пишет:

«Праздник Преображения Господня, 6 августа (здесь приводится старый стиль), известный в  народе под  именем «Спаса», повсюду считается праздником урожая и  плодов земных.

Но  так как  ко дню 6 августа далеко ещё не  все плоды поспевают (иные  же поспевают ранее), то  крестьяне из  одного праздника сделали три и  повсеместно празднуют первого Спаса (1 августа), второго (6 августа) и третьего Спаса (17 августа).

Первый Спас всюду называется «медовым», а  кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что  к первому Спасу пчеляки второй раз подрезывают ульи с  медом и, выбрав лучший липовый сот, несут в  церковь «на  помин родителев».

К  этому  же дню варят «медяные» квасы и  угощают всех, пришедших в  гости. «Мокрым» же первый Спас называется потому, что, по  установлению церкви, в  этот день бывает крестный ход на  реки и  источники для  водоосвящения.

А  так как  крестьяне не  только сами купаются после крестного хода, но  имеют обыкновение купать в  реках и  всю скотину, которая будто  бы  здоровеет после этого, то  неудивительно, что  и самый праздник получил название «мокрого».

Второй Спас почти повсеместно называется «яблочным», так как  с этого времени разрешается есть садовые плоды и  огородные овощи. День этот крестьяне чтут, как  очень большой праздник, но  редко отдают себе отчет в  истинном значении того события, которое вспоминает церковь 6-го августа. …

Сообразно с  этим, в  день 6-го августа, вся паперть в  приходских церквах бывает заставлена столами, на  которых навалены горы гороха, картофелю, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок и  проч.

Все эти плоды урожая священник благословляет после обедни и  читает над  ними молитву, за  что благодарные прихожане ссыпают ему в  особые корзины, так называемые, «начатки», т. е. понемногу от  каждого сорта принесенных плодов.

После освящения и  благословения, крестьяне набожно осеняют себя крестом и  разговляются яблоками: есть плоды до  этого времени считается большим грехом и, если кому случится, по  забывчивости или  невоздержанию, попробовать яблок раньше срока, то  такой человек не  должен есть их в  течение сорока дней после Спаса, чтобы тем искупить свою вину.

Особенно должны воздерживаться от  преждевременного вкушения плодов те из  крестьян, у  которых умерли в  младенческом возрасте дети, так как  на том свете на  серебряных деревьях растут золотые яблочки и  эти яблочки раздаются только тем умершим детям, родители которых твердо помнят закон и  строго воздерживаются от  употребления плодов до  второго Спаса.

Третий Спас празднуется в  честь нерукотворенного образа (17 августа). На  языке крестьян он  называется «Спас на  полотне» или «ореховый» Спас. Последнее название дано потому, что  к этому времени поспевает лесной орех, а  первое указывает на  самую идею праздника («Спас на  полотне», т. е. образ, икона).

Но  третий Спас… ничем почти не  выделяется в  ряду деревенских будней, если не  считать церковных молебнов и  обычая печь пироги из  нового хлеба».

Этнографы этнографического бюро князя Тенишева в конце ХIХ века приводят такие сведения по Калужской губернии: «Первый спас называется медовый. Приносят в церковь для освящения мед и лепешки с медом.

Второй спас носит название яблочного 6 августа. В этот день приносят для освящения фрукты и рожь. до этого считается грехом есть яблоки и фрукты. Эту рожь всыпают потом в семена для посева».

Злой дух

18 августа день святых Флора и Лавра. Почитается лошадиным праздником. «Существует обычай приводить лошадей разуряженными к церкви и там служить молебны».

22 августа по старому стилю отмечался день памяти мученика Агафоника Никомидийского. В народе его называли Агафон-огуменник.

Считалось, что в это время празднует свои именины некий дух - овинник,   поэтому в овине, гумне не разрешалось разводить огонь. Крестьяне приносили овиннику угощения - рюмку водки, кусок пирога и петуха.

В Калужской губернии этот дух лютовал, рассказы про него ходили невероятные. Калужские крестьяне верили, что дома живут домовые, в лесу – лесовые, в воде – водяные, в бане – банник, а в овинах (хозяйственная постройка с ямой и печкой без трубы, где сушили снопы) – овинник, который охраняет хлеб. Являться он может в виде мохнатого черного кота, барана, старика и даже покойника.

Дух этот очень злой и вредный, делающий всякие пакости, особенно любит устраивать пожары. Чтобы его замилостивить, в Жиздринском уезде, например, был такой ритуал: «Овинные именины состоят  в том, что что глава семьи берёт в этот день специально приготовленную курицу, идёт с ней в овин, где её три раза кусает, потом возвращается в избу и курицу есть уже вся семья».

Овинник считался самым злым духом, и, если он  рассердится и  залютует, его сложно задобрить. Этнограф Максимов пишет: «Гордо на  овин рукой махни: ни  кресты по  всем углам, ни  молитвы, ни  икона Богоматери Неопалимой Купины не  помогут, и  хоть шубу выворачивай мехом наружу и  стереги гумна с  кочергой в  руках на  Агафона-огуменника (22 августа)…

Около Юхнова вздумал мужик сушить овин на Михайлов день. Гуменник за такое кощунство вынес его из подлаза, на его глазах подложил под каждый угол овина головешки с огнем и столь застращал виновного, что он за один год поседел, как лунь.

В Мещовском уезде получились такие вести. Лет 40-50 тому назад, одного силача по  имени Валуя овинник согнул в  дугу на  всю жизнь за  то, что  он топил овин не  в указанный день и  сам сидел около ямы.

Пришел этот невидимка-сторож в  виде человека и  начал совать Валуя в  овинную печку, да  не мог изжарить силача, а  только помял его и  согнул. Самого овинника схватил мужик в  охапку и  закинул в  огонь.

Однако это не  прошло ему даром: выместила злобная нечисть на  сыне Валуя - тоже силаче, и  тоже затопившем овин под  великий праздник: гуменник поджег овин и  спалил малого. Нашли его забитым под  стену и  все руки в  ссадинах - знать отбивался кулаками».

Боялись есть картошку

29 августа. Пост в день усекновения главы Иоанна предтечи соблюдается строго. Этот святой «известен среди крестьян под именем Ивана Причетая.

В этот день считается грехом брать в руки все острове: нож, косу, топор и т.п. Точно также считается грехом резать и есть всё круглое: яблоки, картофель и прочее, на том основании, что эти предметы напоминают голову Иоанна Предтечи и их употребление ведёт к головной боли поевшего.

Со срезанным в этот день кочаном капусты связано поверье, что вместе среза появится кровь.

Интересно, что некоторые крестьяне картошку боялись есть не только в этот день, но и вообще.

В книге «Материалы географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Калужская губерния», 1861 год отмечается любопытный факт: «Многие крестьяне-старожилы не употребляют в пищу картофеля и считают за величайший смертный грех есть картохи, картошки, потому что растение это, будучи не природным русским, а вывезенным из земли басурманской, шло через неверные руки.

Старожилы предполагают, что картофель имеет голову, руки и ноги. И что по вынути его из земли, остается одно туловище, прочие же его части не видны для православных. Сверх того утверждают, что в этом растении есть кровь.

Красноту в разрезанном красном картофеле принимают за басурманскую кровь. Когда умрёт потреблявший при жизни картофель, то его должны вынести на кладбище не в ворота, а через разобранное звено».       

Татьяна Светлова

Последние новости

Ветеран ВОВ Георгий Иванович Абакумов очень ждет, когда отправится на Парад Победы, но и очень волнуется

Через месяц с небольшим, 9 Мая, на главный Парад года в Москву отправится обнинский ветеран — Георгий Иванович Абакумов.

На калужском мурале дорисовали кресты

Речь идет об изображении Троицкого собора на одном из домов областной столицы.

Вонючий случай или нужны ли в Обнинске общественные туалеты?

Уже не первый год муниципальные власти вроде как решают эту проблему. Но если вдуматься и вспомнить, где в городе первых можно сходить по нужде, кроме кафе и ТЦ, ответ напрашивается нерадостный – нигде.

После встречи с Лавровым вице-премьер  Вьетнама Буй Тхань Шон приехал к Шапше.

Примечательно, что единственным регионом, кроме столицы, где побывали высокие гости, стала Калужская область.

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Волгограде, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *