Исследование рынка: как проводится и сколько стоит?
Некоторые предприниматели и компании склонны рассчитывать только на удачу в своей работе. Однако, чтобы достичь успеха, необходимо больше, чем просто удача. В тоже время, опираясь на свой опыт и правильно проведенные расчеты, можно достичь больших результатов. Сегодня, век информации, есть возможность воспользоваться знаниями других участников торгово-рыночных отношений России и всего мира. Одним из наиболее эффективных способов получения необходимых знаний является маркетинговое исследование рынка. Такое исследование позволяет получить ответы на важнейшие вопросы, которые встают перед компанией или предпринимателем, создать или обновить стратегию развития организации или бренда.
Анализ рынка: цели и виды
В современном бизнесе комплексный анализ является необходимостью.Данный анализ включает в себя изучение структуры рынка, свободных ниш и сегментов, информации о конкурентах и потребителях, спроса на товары и услуги и их цен, а также оценку возможных рисков. Поэтому для правильного составления плана анализа рынка, выбора метода и использования эффективных инструментов, важно определить цели исследования.
Для того, чтобы начать маркетинговый анализ рынка, необходимо определить его цели. В зависимости от цели анализа устанавливается его предмет. Например, если нужно проанализировать емкость, конъюнктуру и дать оценку актуальным и будущим тенденциям рынка, необходимо изучить его структуру. Для оценки развития рынка и выявления рыночной доли товара/услуг предприятия в сегменте, проводится предметный анализ товара/услуг. Анализ рыночных сегментов на предмет незанятых ниш помогает отыскать новые источники продаж. Комплексное изучение целевого сегмента позволяет определить его привлекательность и сделать правильный выбор целевого рынка. Изучение потребителя помогает выявить ключевые потребности рынка, провести анализ спроса на продукцию, а также определить требования целевой аудитории. Чтобы понять действующую структуру цен в отрасли и выполнить ценовое позиционирование конкурентов, можно произвести экономическое исследование рынка. Конкурентов необходимо исследовать для понимания общей картины, выявления преимуществ и уязвимых мест компаний, а также разработки собственных конкурентных преимуществ.
Также важно понимать различия между сферами бизнеса, которые имеют свои отличительные особенности. B2B («бизнес для бизнеса») – характерен для таких сфер, как машиностроение, реклама, кадровые агентства, деревообработка, химическая промышленность. Потребителями являются другие компании. B2C («бизнес для конечного потребителя») – это продажа товаров и услуг физлицам для личного и семейного пользования. B2G («бизнес для государства») – маркетинговые отношения между бизнесом и государством. C2C («потребитель потребителю») – это продажа товаров и услуг между физическими лицами.
В каждой сфере применяется своя модель продаж, поэтому и исследование рынка будет направлено на поиск ответов на различные вопросы. Например, как заинтересовать большое количество потребителей или как заинтересовать конкретного заказчика, как найти дополнительные точки сбыта и многое другое.
После того, как были определены цели анализа рынка, можно приступать к подготовке его плана. Для этого используются различные методы, такие как опросы, интервью и/или фокус-группы. Наиболее комплексный анализ рынка состоит из десяти этапов, включающих исследование объемов рынка, конкурентный анализ, оценку цен и экономический анализ рынка, изучение способов продвижения продукта на рынке и многие другие.
Однако не всегда требуется подробный анализ. Иногда необходимо просто оценить общее состояние рынка или создать краткий срез по одному-двум пунктам.
Выбор методов и инструментов для анализа рынка является важным этапом после того, как цели анализа и план составлены. Анализ рынка включает сбор и последующую обработку информации. Для этого применяются различные методы исследования рынка, которые условно могут быть разделены на три категории: количественные, качественные и смешанные.
Количественные исследования рынка включают данные, которые можно посчитать и сравнить, например, результаты опросов. Они позволяют понять мнение покупателей о товарах и услугах, повышении цен, качестве товаров и услуг, а также при составлении различных прогнозов и статистики.
Качественные исследования рынка, в свою очередь, охватывают информацию, которую нельзя посчитать. Это может быть, например, мнение аналитиков и конкурентов, а также поведенческие факторы целевой аудитории. В этом случае данные не так объективны.
Смешанные методы представляют собой комбинацию преимуществ количественных и качественных методов. Они могут быть использованы для экономии бюджета: холл-тесты, домашнее тестирование, наблюдение.
Для сбора данных применяют различные методы. Глубинные интервью, экспертные интервью, фокус-группы, опросы, наблюдение и кабинетное исследование помогают понять потребности и желания целевой аудитории, а также поучить некоторые сведения, например, критерии отбора товара и часто задаваемые консультантам вопросы.
Чтобы провести анализ рынка, данные нужно структурировать и проанализировать. Для этого применяются различные инструменты, например, расчет индексов и показателей в динамике. Также применяют SWOT-анализ, PESTLE-анализ и анализ по модели "Пять сил" Портера для оценки законодательного аспекта, экономических и социальных факторов, уровня влияния потребителей и уровня развития конкурирующих фирм.
При правильной обработке и анализе данных, можно составить эффективную стратегию развития бизнеса.
Статья: Стоимость проведения маркетингового исследования
Качественное проведение исследования рынка является задачей профессионалов, которые могут помочь компаниям повысить спрос и продажи, спрогнозировать угрозы и избежать их. Будучи важным процессом бизнеса, цена на проведение маркетингового анализа в компании зависит от разных факторов, среди которых – методы сбора информации. Стоимость каждого метода будет зависеть от количества респондентов и объема ресурсов, потраченных на аналитику.
Например, проведение опроса аудитории может обойтись в несколько миллионов рублей или в 40 000 рублей – и все зависит от используемого метода опроса, количества вопросов в анкете и критериев отбора аудитории опроса. Опрос в онлайн-формате считается более доступным, чем личный опрос, который является одним из самых затратных методов получения данных. Наиболее затратным методом является поквартирный опрос или холл-тест, который предполагает непосредственное общение с целевой аудиторией после тестирования товара или услуги в отведенном помещении. Примерная стоимость такого исследования в маркетинговой компании – 180 000 рублей и выше.
Также для получения более полной картины спроса на продукт можно использовать дополнительные методы сбора информации, такие как фокус-группа (от 40 000 рублей), экспертное или глубинное интервью (от 6000 рублей и 3300 рублей соответственно).
Стоимость анализа данных, полученных в ходе исследования, оплачивается отдельно. Отчет в маркетинговой компании может стоить около 20 000 рублей за краткий отчет-презентацию, приблизительно 30 000 рублей за полный отчет или около 9000 рублей за сжатую информацию в виде аналитической записки.
Некоторые компании готовы предоставить малому бизнесу более выгодные пакеты услуг, в которых уже включены все необходимые статьи расходов. Например, обзор рынка может обойтись около 60 000 рублей и включать оценку емкости рынка, определение его тенденций и конъюнктуры, сегментирование клиентов, изучение их финансовых возможностей, выявление потребительских критериев, расчет отдачи от инвестиций при выходе на рынок и разработку стратегий развития ассортимента компании. Примерная стоимость конкурентного анализа, который осуществляется "под ключ", составляет 55 000 рублей, а анализ потребителей – примерно 45 000 рублей.
Окупаемость затрат на исследование может быть достигнута, если использование полученных даннных будет рационально и в точности следовать разработанной профессионалами стратегии.
* Вышеупомянутые цены справедливы на январь 2021 года. Примечание: стоимость услуг может изменяться в зависимости от разных факторов.
Фото: freepik.com