Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Ассоциация специализированных организаций (АСО) является надежным помощником для тех, кто хочет быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Она успешно объединила проекты, которые сделали систему закупок понятной и прозрачной.

Если ваша компания нуждается в банковской гарантии для обеспечения заявки на участие в госконкурсе без залога и поручительства, вы можете обратиться в АСО для получения решения по данному вопросу.

Тендерный кредит – это возможность для компании участвовать сразу в нескольких тендерах или аукционах. Данный кредит не привлекает собственные оборотные средства, что является одним из плюсов такого финансового инструмента.

Кредит под акты выполненных работ поможет вам избежать срыва выполнения обязательств со стороны исполнителя в случае задержек выплат со стороны заказчика. Как получить такой кредит, можно узнать в АСО.

Брокерские компании могут предоставить комплексную помощь на всех этапах участия в тендерах и аукционах, включая финансовую поддержку. Если вам нужно оценить свои возможности, то обратитесь к брокерам.

Начальная максимальная цена контракта должна быть экономически выгодной для поставщика и заказчика. Как правильно рассчитать эту цену? Эксперт в области контрактной системы, Дружинин Михаил Дамирович, президент АСО, ответит на этот и другие вопросы в своем интервью. Миссия АСО заключается в том, чтобы сделать госзаказ конкурентным и эффективным, и это объединение является единственным в России, которое работает в этом направлении.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», термин «начальная максимальная цена контракта» (НМЦК) и его значения являются одними из ключевых моментов законодательства. Тем не менее, по-прежнему существует масса недопонимания в отношении этого понятия.

Термин, используемый в Законе о контрактной системе, в первую очередь отражает временной ориентир для цены контракта: она «начальная», т.е. первичная, все последующие цены будут вторичными. Категория «максимальная» же определяет верхнюю границу стоимости, выше которой заказчик принять цену на товар или услугу не может. НМЦК должен дополнительно:

  • объективно отражать стоимость продукции;
  • соответствовать функционально-техническим особенностям объекта продажи;
  • учитывать потенциальные и реальные риски изменения цен;
  • являться источником экономической выгоды как для заказчика, так и для поставщика.

Необходимо особо отметить, что правильный расчет НМЦК играет ключевую роль в закупочной деятельности: на этот параметр влияют объемы обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов, на его основе формируются порядок и способ реализации антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, выбирается способ закупки.

Расчет НМЦК возлагается на заказчика в соответствии с законом, и для этого предусмотрено пять разных методик. Руководствуясь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, заказчики применяют эти методы. Тем не менее, практика показывает, что наличие разъясняющих документов не всегда способствует решению проблемы НМЦК, поскольку ее необходимо определить и обосновать. Эти аспекты являются совершенно разными вещами.

Можете ли вы подтвердить эффективность использования экспертизы на практике и указать примеры успешной реализации проектов?

Применение экспертизы НМЦК было успешно продемонстрировано в работе ГБУ «Городское агентство по управлению инвестициями», где внедрение обязательной экспертизы НМЦК перед публикацией заказчиком извещения о проведении конкурса существенно сэкономило бюджет города Москвы. На 31 января 2018 года было выполнено 125 заключений на сумму 14,890 млн рублей в соответствии с Законом о контрактной системе. Уменьшение НМЦК составляло 8% от общей стоимости, т. е. 1,152 млрд рублей. В рамках ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года организация выдала 25 заключений на сумму 400,485 млн рублей. Уменьшение НМЦД составило 9% от общей стоимости, т. е. 45,775 млн рублей. Эти результаты свидетельствуют о том, что применение экспертизы НМЦК может оказаться эффективным при проведении закупок товаров, работ и услуг.

Согласно прогнозам, закупки недалекого будущего будут иметь следующую форму: контрактный специалист выбирает код товара, который автоматически рассчитывает необходимый минимальный контрактный цену, формируется техническое задание, и все это отправляется для публикации на электронной торговой площадке. Это означает, что искусственный интеллект станет частью сферы государственных закупок.

Как отличается процесс обоснования НМЦК от ее определения?

В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе, НМЦК определяется заказчиком с использованием одного из пяти методов: анализа рынка, нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного. Определение НМЦК - это процесс его вычисления. Обоснование НМЦК - это часть общего обоснования закупки, которое подтверждает соответствие планируемой закупки целям, прописанным в нормативных и правовых актах и в органах исполнительной власти. Порядок и форму обоснования закупок определяют Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Эти Правила были утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 555.

Форма обоснования закупок при формировании планов-графиков закупок включает таблицу из десяти столбцов. В этой таблице указываются цифры НМЦК, название метода его определения и обоснования, подтверждение того, что невозможно использовать другие методы в контексте этой закупки, расчет НМЦК на основе выбранного метода, метод определения поставщика, обоснование выбора этого метода и дополнительные требования к участникам закупки, если такие имеются.

Стоит отметить, что правомерность каждой закупки контролируется Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами в регионах и муниципалитетах. За нарушения в этой сфере предусмотрена административная ответственность.

Вопрос обоснования необходимости НМЦК является одним из важнейших в контрактной системе. Для решения этого вопроса существует несколько методов, которые определены Федеральным законом.

Основным приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен. Для определения НМЦК заказчик изучает рынок с целью определения средней рыночной цены и рассчитывает НМЦК на основе полученных данных и предложенной формулы. Однако, как показывает практика, этот метод не всегда является оптимальным для формирования цены, так как ценовые предложения могут не соответствовать реалиям, а методика предполагает использование индексов и коэффициентов пересчета цен, что не всегда справедливо.

Помимо этого, существуют иные методы, которые используются в случаях, указанных в частях 7–11 статьи 22 Закона о контрактной системе, а также другие эффективные методы, которые можно использовать при наличии обоснования.

Нормативный метод и тарифный метод используются в зависимости от типа товара, работы или услуги. При использовании нормативного метода НМЦК определяется на основе предельной цены на определенные типы товаров, работ и услуг. При использовании тарифного метода НМЦК формируется из прямых и косвенных расходов на товар или услугу и «обычной для данной сферы прибыли». Однако, использование этих методов может привести к уклонению от проведения конкурса или получению услуг низкого качества.

Затратный метод является наименее приоритетным. Так как в НМЦК могут включаться необоснованные дополнительные затраты, а понятие «обычная прибыль» может различаться.

В целом, использование любого из этих методов вызывает множество вопросов, и правильно рассчитать НМЦК без системных знаний невозможно. Поэтому очень важно обучать контрактных специалистов и систематизировать закупочную деятельность в целом. Настоятельно рекомендуется создать в рамках структуры государственных и муниципальных заказчиков Департамент контроля цен и последующей последовательной организации его работы.

Как получить информацию для определения и обоснования НМЦК? В принципе, сделать это можно с помощью индивидуальных запросов и общедоступных источников.

При использовании метода анализа рынка необходимо направить как минимум пять запросов различным поставщикам, которые доступны в сети Интернет и имеют опыт исполнения государственных заказов в течение последних трех лет. Кроме этого, запрос об информации можно разместить на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru и в печатных изданиях.

Также стоит обратить внимание на Реестр контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Кроме этого, нелишним будет использовать информацию, содержащуюся в рекламе, каталогах, описаниях товаров.

Котировки на российских и иностранных биржах и электронных площадках, данные государственной статистической отчетности, официальные источники информации госорганов и муниципалитетов, а также данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка также могут быть полезны при получении информации для определения и обоснования НМЦК.

Существует ли определенная методика для оформления обоснования НМЦК? Воспользуемся Методическими рекомендациями, определенными Приложением №1, принятых приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. Тем не менее, в этой форме практически не учитываются некоторые нюансы. Как следствие, оформление обоснования обычно производится в свободной форме, а однако, необходимо указать следующее:

  • Основные характеристики объекта закупки;
  • Расшифровка используемых методов выбора;
  • Реквизиты документов, использовавшихся для расчета;
  • Сам расчет;
  • Дата подготовки обоснования.

Как правило, обоснование не включает информацию о поставщиках, предоставивших информацию для расчета. Использованные источники данных и справочная информация являются приложением к форме обоснования и должны храниться вместе с другими документами о государственной закупке.

Может ли стоимость оказаться неправильной?

Иногда из практики Федеральной Антимонопольной Службы РФ и Счетной Палаты можно выделить примеры того, что НМЦК была неправильно определена. В общем случае, необоснованность НМЦК может быть вызвана следующими причинами:

  • ошибки при расчетах, которые могут быть связаны с неправильной интерпретацией методических рекомендаций;
  • недостаток обоснования, например, непредставление необходимых подтверждающих документов или неполнота полученной информации;
  • ошибки при анализе рынка, например, использование заранее определенных «средних» показателей, которые не учитывают реальные характеристики рынка.

Возможно, существуют способы, позволяющие контролировать процесс формирования НМЦК и избежать завышенных и заниженных цен. Однако, работа на рынке государственного заказа может быть чрезвычайно сложной без должного знания законодательства и практики. Именно по этой причине мы начали работу над проектом под названием "Экспертиза НМЦК". Основной аудиторией проекта являются субъекты федерации, министерства, концерны и крупные предприятия – все те участники процесса распределения бюджетных средств. Этот проект позволит им научиться планированию бюджета, рациональному расходованию выделенных средств, эффективному контролю и установлению "справедливых" цен, в результате чего достигнут благоприятный экономический и инвестиционный эффект для региона, отрасли или предприятия в целом.

Расскажите, как работает проект «Экспертиза НМЦК»?

Проект «Экспертиза НМЦК» предоставляет услуги экономической эффективности распорядителям бюджетных средств под ключ. Основная идея проекта заключается в создании независимого Департамента контроля ценообразования (ДКЦ). Начиная с анализа и аудита закупочной деятельности государственного или муниципального заказчика, на основе полученных данных создается структура ДКЦ, разрабатывается нормативная документация и методологии расчета и обоснования цен, внедряется IT-платформа, проводятся адаптационные и сопроводительные работы.

Все эти этапы организации АСО готова взять на себя, выполняя от финансового обоснования проекта до сервисного сопровождения уже на этапе функционирования отдела.

Каковы этапы, которые включены в проект, и какую роль они играют?

Основным элементом данного проекта является создание Департамента контроля ценообразования. Эксперты, занятые на этой позиции, подвергают тщательному анализу все детали закупочной деятельности субъекта. Они проверяют такие аспекты, как выбор НМЦК, точность калькуляции, используемые сметные нормативы и удорожающие коэффициенты, учет затрат и налогов и другие важные параметры, связанные с закупками. Кроме того, они анализируют прошлый опыт и учитывают его при подготовке новых проектов.

На основе полученных данных создается ДКЦ, который будет использоваться для формирования правильной цены на предметы закупки. Чтобы обучить сотрудников, разработаны комплексные программы обучения разного типа. Они могут быть реализованы на территории заказчика, нашей территории в Москве или дистанционно.

Кроме того, проект предлагает услугу консалтинга по сложным и нетипичным задачам. В этой ситуации на помощь приходят эксперты-ценовики разных профилей, которые могут обеспечить нужную помощь в расчетах и обоснованиях.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *