Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Тема цифровой трансформации в бизнесе обсуждается все активнее сегодня. Ее рассматривают как неотъемлемый элемент в новой информационной эре, без которого компании рискует потерять свое будущее. Тем не менее, не все до конца понимают, что это такое и как она работает. Существует несколько определений данного явления, и выбрать правильное не так просто. Давайте разберемся, что такое цифровая трансформация, зачем она необходима, какой эффект она оказывает на предприятие и какие технологии применяются в процессе ее реализации.
Цифровая трансформация: суть и охват
При обсуждении цифровизации многие считают ее лишь внедрением информационных технологий в бизнес. Однако наличие ИТ-систем и автоматизация бизнес-процессов - это не главное в цифровой трансформации. В это понятие входит не только технологическая сторона, но и серьезные изменения в самом бизнесе.
Действительно, слово "трансформация" говорит о глубинном изменении бизнеса. Принципы развития компании, ее стратегия, культура корпоративного общения, продукты и услуги - все меняется. В цифровую трансформацию входят как технические, так и организационные изменения.
У многих компаний на пути к цифровой трансформации лежит использование платформенных решений - создание цифровой экосистемы, которая объединяет все службы компании и обеспечивает эффективное изменение процессов внутри организации.
Цифровая трансформация является актуальной проблемой не только для коммерческой сферы, но и для многих других областей деятельности - медицины, образования, культуры и государственного сектора в целом. Она работает на увеличение эффективности во всех областях и может стать одной из национальных целей развития в России до 2030 года, как это установлено Указом Президента от 21 июля 2020 года.
Цифровая трансформация может решить множество задач бизнеса. Рассмотрим основные преимущества, которые она дает.
Повышение эффективности работы организации является одним из первостепенных преимуществ цифровой трансформации. С ее помощью можно устранить ненужные действия и упорядочить нужные, оптимизировать использование ресурсов, что позволяет снизить себестоимость продуктов и растет производительность.
Улучшение взаимодействия с клиентами – другое важное преимущество. Информационные технологии позволяют повысить уровень сервиса, качество товаров и услуг. Цифровая трансформация делает возможным создание новых сервисов, таких как онлайн-банкинг, службы доставки еды, маркетплейсы и агрегаторы такси. Благодаря цифровым технологиям клиенты могут получать услуги везде, где им удобно: в точке присутствия, на сайте, в мобильном приложении, что улучшает уровень сервиса и повышает конкурентоспособность компании.
Оптимизация управления является еще одним преимуществом цифровой трансформации. Автоматизированный сбор и анализ данных упрощает контроль за деятельностью предприятия, что позволяет оперативно принимать правильные решения.
Повышение конкурентоспособности компании – это главная цель цифровой трансформации. За счет ускорения бизнес-процессов, роста эффективности использования ресурсов, улучшения качества обслуживания клиентов и создания новых продуктов и решений компания может оперативно реагировать на изменения условий рынка и повышать свою конкурентоспособность.
Однако чтобы достичь этих преимуществ, компания должна быть готова к цифровой трансформации. Важным условием является цифровая зрелость, которая отражает готовность к digital-преобразованиям, наличие стратегии, определение тактики, уровень компетенции команды и другие аспекты. Необходимо оценить уровень развития цифровой инфраструктуры компании, понимание процессов и целевых сервисов, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру. Только соблюдая все условия цифровой трансформации можно достичь успеха.
Технологии и процесс цифровой трансформации бизнеса
Современный мир активно развивается в сфере цифровой трансформации бизнеса. Однако, по мнению экспертов, чрезмерно завышенные ожидания, связанные с так называемыми прорывными технологиями, являются не обоснованными.
Сегодня на пике популярности находятся технологии, которые называют прорывными: большие данные, искусственный интеллект, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Их разнообразие охватывает различные сферы деятельности, и каждой из них можно найти применение в бизнесе.
Big Data - это одна из таких технологий. Это серия подходов к хранению и обработке огромных массивов структурированных и неструктурированных данных. Большие данные - это "топливо для новой цифровой экономики", по-мнению программы Евросоюза "Горизонт 2020". Технологии обработки больших данных актуальны для всех сфер бизнеса.
Микросервисы - это особый подход к архитектуре приложений. Функционал разбивается на мелкие службы, которые существуют независимо друг от друга. Такой подход обеспечивает легкость внесения изменений и масштабирования систем, что создает все условия для развития IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методики машинного обучения также активно развиваются. Компьютерные программы и сервисы уже умеют рекомендовать товары в соответствии с личными предпочтениями, проводить собеседования, выполнять диагностику состояния здоровья и многое другое. Эти технологии проникают во все сферы экономики и уже в настоящее время способны изменить мир.
Облачные технологии - это еще один пример технологии, которая дает массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений. Экономичность, доступность информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, независимость от устройств, отказоустойчивость и безопасность - это и другие плюсы уже оценили многие предприниматели: сегодня бизнес уверенно переходит в облачную инфраструктуру.
Цифровые двойники - это виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений. Они позволяют предсказывать будущее состояние оригинала, используя текущие данные и различные возможности искусственного интеллекта. Цифровые двойники находят применение в промышленности, используясь для моделирования производственных процессов и различных объектов.
DevOps - это философия и методология, призванная устранить противоречия между командами разработки и поддержки. В ее рамках используется набор практик, которые обеспечивают быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
Однако лоскутная цифровизация или точечное внедрение модных технологий для решения отдельных задач не приведет к цифровой трансформации бизнеса. Необходимо создание цифровой экосистемы, которая полностью изменит бизнес-модель. Не обязательно внедрять все технологии сразу, важно выбирать то, что оправданно именно в данной ситуации. Возможно, он будет похож на уже реализованный пример цифровой трансформации в конкретном бизнесе.
Компания «Алроса» - крупнейший производитель алмазов в России. У нее возникли задачи, которые нужно было решить: подтвердить происхождение своей продукции, установить свои стандарты качества, повысить прозрачность и эффективность торговли, а также укрепить сотрудничество с клиентами и партнерами. Основной мерой для их решения стало создание платформы для трейсинга алмазов с цифровыми паспортами камней. Платформа имеет сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Благодаря подтвержденной истории происхождения камней, компания получила конкурентное преимущество, расширила каналы сбыта с помощью интеграции с партнерами и торговыми площадками. Кроме того, созданные паспорта камней помогли продвижению собственных стандартов. Она стала основой для новых приложений и сервисов.
В наше время все компании сталкиваются с выбором - либо следовать навстречу цифровой трансформации, либо не изменяться и упускать свое место на рынке. Однако, необходимо понимать, что цифровая трансформация требует полной смены бизнес-модели, а не просто механического наложения IT-сервисов на существующие процессы. Для успешной цифровой трансформации организация должна быть готова к переменам.
Фото: freepik.com